Главная » Файлы » Персональная страница педагога психолога |
[ Скачать с сервера (1.57 Mb) ] | 20.12.2018, 09:12 | |||
Цель: Формировать активную позицию родителей в воспитании их ребёнка с учётом его возрастных особенностей. Материалы: кукла, листы для записей, фломастеры, памятка «Советы родителям, у которых ребёнок переживает кризисный период». Ход Психолог: Добрый вечер уважаемые родители, мы очень рады вас видеть. Сегодня мы приглашаем Вас к разговору о наших детях. Вначале предлагаем вам поиграть. Представьте, что кукла– это ваш ребёнок, расскажите о нём, каким он стал за последнее время. (Родители передают куклу и рассказывают). Психолог: Вы правильно заметили, что дети стали, проявлять самостоятельность говорить «Я сам!», стали более капризными, часто не слушаются. Психолог: Почему прежде нежный, послушный малыш вдруг превращается в упрямого, вредного и даже деспотичного ребёнка? А главное – что с ним теперь делать? Ответы на эти и другие вопросы мы постараемся найти сегодня (показ начала презентации, чтение). Вы отметили, что у детей стали проявляться капризы. Как вы думаете, что такое каприз? (Ответы родителей) Психолог: (обобщает ответы родителей): Каприз – это когда ребёнок понимает что нельзя, но настаивает на своём. Каковы же причины возникновения капризов. Как вы думаете? (Ответы родителей). Психолог: А могут быть причинами:
Психолог: Итак, основными причинами капризов являются: (ведущий зачитывает из презентации). Капризы – наипервейший признак «Кризиса трёх лет». Возросшие потребности ребенка не могут быть удовлетворены прежним образом жизни. Возникают противоречия между возможностями и желаниями ребенка. Кризис сопровождается массой позитивных и негативных изменений в детском организме. Однако следует помнить, что все трудности носят временный и преходящий характер. В этот период происходит физиологическая и биологическая перестройка организма, в результате чего у детей наблюдается:
Взрослым важно вовремя запомнить это и понять, что необходимо менять свои отношения с ребенком, тогда этот переходный период может пройти гладко и безболезненно. Но если родители не осознают, что ребенок находится на новом этапе и прежние методы общения с ним уже не актуальны, то ребенок может превратиться в совершенно неуправляемого упрямца, главной задачей которого будет противоречие окружающим и капризы. Ребенок постоянно развивается, а всякому процессу развития (помимо медленных, постепенных перемен) свойственны скачкообразные переходы – кризисы. Они необходимы, это - движущая сила развития. Еще вчера послушный малыш вдруг становится раздражительным, требовательным, упрямым, неуправляемым? Он переживает кризис. Психолог: Учёные выделяют в «Кризисе трёх лет» семизвездие признаков. Дополнительная информация для родителей: (Презентация) «Негативизм»– это когда ребёнок не хочет что-то делать, потому что это предложил взрослый. И тогда негативизм вынуждает ребёнка поступать даже вопреки своему собственному желанию, ребенок хочет продемонстрировать свою самостоятельность. Например: «Взрослый утверждает, что «эта игрушка хорошая» и слышит в ответ: «Нет плохая!», но тут же взрослый говорит: «Она плохая!», ребёнок опять возражает: «Нет хорошая!». Это реакция ребенка не на содержание предложений взрослых, а на то, что это исходит именно от взрослого. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию. Часто это проявляется в отношении ребенка к пище: дома ребенок отказывается от определенного продукта, но когда этим же продуктом его угощают другие люди, он спокойно и с удовольствием все съедает. «Упрямство» – ребёнок настаивает на чём-то не потому, что он действительно этого очень сильно хочет, а потому что хочет, чтобы с его мнением считались. Эта черта пронизывает практически все поведение ребенка. Он не воспринимает мнение других людей, а постоянно настаивает на своем. Например, ребенок просит купить во время прогулки апельсиновый сок. Мама заходит в магазин, но там есть только яблочный, малыш отказывается пить, потому что сок «не тот». Он может очень хотеть пить, но все равно, требует именно апельсиновый. Ребенок устраивает истерики (чаще в людных местах). Ваня захотел снять шапку в автобусе, а мама не разрешила, и вот уже все пассажиры слушают возмущенные вопли ребенка. «Строптивость» – ребёнок выражает недовольство взрослым и его действиями, и всем что ему предлагают делать. (Строптивость - она безлична, направлена против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет.) Ребенок отказывается выполнять требования взрослых, словно их не слышит, особенно это проявляется в семьях, где наблюдаются противоречия в воспитании: мама требует одно, папа – другое, бабушка вообще все разрешает. «Своеволие» – проявляется в том, что ребёнок всё хочет делать сам. Например: Ребёнок говорит «Я буду одеваться сам!», но сам не может и не умеет делать это. Ребенок ставит перед собой цели и идет к их достижению через все преграды. Например, малышу захотелось пойти погулять, но взрослым некогда. Ребенок настаивает, используя все методы воздействия на родителей (вежливые просьбы, нытье, угрозы, капризы и т.д.). У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны с взрослыми. В этих случаях говорят о «Протесте – бунте». В такой ситуации взрослым необходимо соблюдать спокойствие, но не идти на поводу желаний ребёнка. «Деспотизм» – ребёнок старается стать хозяином положения, проявляет власть над окружающими. Он хочет, чтобы всё было для него одного и больше ни для кого – он «Центр вселенной». Ребенок заставляет родителей делать все , что он требует. Он изыскивает тысячи способов, чтобы проявить свою власть над ними и другими. По сути это- стремление вернуться к тому блаженному состоянию младенчества, когда каждое его желание исполнялось. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм может проявляться как ревность. Например, ребенок может забирать игрушки, одежду, толкать, замахиваться. «Пренебрежение» СИМПТОМ ОБЕСЦЕНИВАНИЯ – ребёнком обесценивается всё то, что не вызывало раннее отрицательных эмоций и было даже интересно: игрушки, предметы обихода, знакомые люди. Проявляется в том, что ребенок начинает ругаться , дразнить и обзывать родителей. Например, в этом возрасте ребенок впервые вполне осознанно может использовать «скверные» слова в адрес родителей. Если такое поведение остается незамеченным или же вызывает насмешку, смех, удивление, то для малыша это может стать подкреплением его действий. Когда позднее (в 7-8 лет) родители вдруг обнаружат, что ребенок спокойно им дерзит и захотят это исправить, то сделать что-либо будет уже поздно. Синдром обесценивания станет привычной линией поведения ребенка. Вывод: основными признаками «Кризиса трёх лет» являются: капризы, негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест – бунт, обесценивание, деспотизм. Родители не должны пугаться остроты протекания кризиса, это вовсе не отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление ребенка в самоутверждении в новом возрастном качестве говорит о том , что в его психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности и адаптивных способностей. И, наоборот, внешняя бескризисность, создающая иллюзию благополучия, может быть обманчивой, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не произошло соответствующих возрастных изменений. Таким образом, не надо пугаться кризисных проявлений, опасны проблемы непонимания, возникающие в это время у родителей. Психолог: Как же вы уважаемые родители строите своё взаимодействие с ребёнком, который переживает «Кризис 3-х лет»? Поделитесь своими секретами. (Высказывания родителей в свободной форме). Психолог: А сейчас давайте подберем на каждую букву слова, обозначающие качества и свойства характера ребёнка, у которого проявляется кризис, и качества и свойства характера родителя, которые необходимы для выстраивания эффективного взаимодействия с ребёнком. Психолог: Какими качествами вы охарактеризовали ребёнка? (Родители перечисляют)
е – едкий и т.д. б – болезненный, баловник и т.д. ё – ёжик и т.д. н – непослушный, непоседливый, нервный и т.д. о – обидчивый и т.д. к – крикливый, капризный и т.д. А какие качества необходимы родителю, чтобы смягчить все эти негативные проявления? (Родители перечисляют)
о – объективный, и т.д.
и – интересующийся, и т.д. т – терпеливый, и т.д. е – единый, и т.д. ль – ласковый, любящий, и т.д. Психолог: Мы с вами увидели, что ребёнок в этот период проявляет очень много отрицательных качеств. Родителю необходимо проявлять огромное терпение, собирать в кулак решительность, проявлять свою доброту и ласку, вне зависимости от того, что ребёнок переживает кризисный период. Каждый из вас стремиться получить удовольствие от общения со своим ребёнком. Но иногда он демонстрирует трудно переносимое или непонятное поведение. Вот какие решения преодоления кризиса предлагают психологи Дон и Джоан Элиум. 1. Для малыша важно знать, что каждое утро после того, как он проснется, его одежда будет лежать на стуле рядом с кроватью, что он оденется, умоется, будет завтракать вместе с родителями, после почистит зубы, вымоет руки и будет играть. Подобный простой распорядок устанавливают и поддерживают родители. Причем, делая это, не повторяют по сто раз: «Оденься, умойся, ...» Они берут ребенка за руку, ведут с собой в ванную комнату, приговаривая: «А теперь пора умыться». Или: «Пора убирать игрушки. Эти кубики - словно потерявшиеся автомобили, давай поищем для них гараж...» Твердый распорядок позволяет свести к минимуму борьбу, которую обычно приходится вести родителям, добиваясь от ребенка выполнения таких дел, как одевание, собирание игрушек, чистка зубов. Нужно только быть рядом, чтобы помочь малышу. Не нужно ожидать от ребенка, что он по собственному почину сделает то, о чем его просят. Это возраст повторений, ребенку нужно настойчиво и терпеливо все показывать снова и снова, прежде чем он сможет соблюдать установленный распорядок по собственной инициативе. 2. Маленькому ребенку нужны «кирпичные стены» - абсолютные запреты, при которых не может быть места для дискуссий. Абсолютные запреты создаются родителями и последовательно, строго соблюдаются в семье (не включать плиту, утюг, телевизор, не брать спички, зажигалки, не выходить за пределы двора и т.д.). Мы с вами уже проговорили несколько эффективных рецептов взаимодействия. Психолог: Я предлагаю вам ещё один рецепт, который поможет вам построить общение с ребёнком в любом возрасте. (Ведущий раздаёт каждому родителю по рецепту).
А теперь давайте посмотрим, что у вас получилось (зачитываются рецепты). Каждый рецепт уникален и имеет право на существование. Вы правильно понимаете свою позицию. Но я хочу предложить вам ещё один рецепт, может быть кто-то возьмет его себе на вооружение. Давайте прочитаем его по цепочке.
Дополнительная информация для родителей: Смысл слов: Принятие – понимание такой любви, когда ребёнок понимает, что его любят несмотря ни на что. Признание – сохранение у ребёнка чувства собственного достоинства и уверенности. Родительская любовь – если посеешь любовь и ласку в детском возрасте, будешь её холить и лелеять в подростковом, пожнёшь сполна в старости. Доступность – это значит, в любую минуту быть готовым отложить свои дела и пообщаться с ребёнком. Ответственность – приобретается в течение всей жизни. Условия для развития: наличие определённых ежедневных обязанностей; не брать ответственность за поступки ребёнка на себя; умение сказать ребёнку «Нет». Авторитет – нарабатывается годами самоотверженного родительского труда. Психолог: Наш разговор подходит к концу. Я приготовила для вас памятки. Психолог раздаёт памятки «Советы родителям, у которых ребёнок переживает кризисный период» Надеюсь, что вы получили ответы на вопросы, почему нежный малыш стал вдруг непослушным, упрямым, вредным и что теперь с ним делать. Кризис трёх лет – важная возрастная особенность, его нельзя подавлять, если ребёнок не прожил его в три года, то последствия могут вылиться в более резкие формы проявления кризиса в переходном возрасте.
| ||||
Просмотров: 542 | Загрузок: 6 | |
Всего комментариев: 0 | |