Воскресенье, 19.05.2024, 22:56
Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Персональная страница логопеда

Консультация на тему: «Сформированность фонематического слуха – главное условие успешного обучения грамот
[ Скачать с сервера (1.94 Mb) ] 19.02.2017, 12:07

Консультация на тему: «Сформированность фонематического слуха – главное условие успешного обучения грамоте.»

 

Большинство родителей думают, что достаточно выучить с ребенком буквы - он станет грамотно читать и писать. Однако, как показывает практика, знание букв не исключает серьезных затруднений у дошкольников при обучении грамоте.

  • Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, т.е. определению порядка следования звуков в слове, установлению различительной роли звука, основных качественных его характеристик.

В чем же причины?
• нарушение фонематического восприятия,
• дефекты произношения,
• не сформированность навыков звукового анализа и синтеза.
Для того чтобы грамотно писать, ребенку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности.
Если мы хотим, чтобы ребенок усвоил чтение быстро и легко, а также избежал многих ошибок, следует развивать фонематическое восприятие (т.е. различать звуки родного языка). Различать гласные – согласные звуки, звонкие-глухие, твердые-мягкие звуки. Уметь определять позицию и количество звуков в слове.
Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить:
- наша речь состоит из предложений.
- предложение - это законченная мысль.
- предложения состоят из слов.
- слова состоят из звуков.
- звук - это то, что мы слышим и произносим.
- буква - это то, что мы видим и пишем.
- звук на письме обозначается буквой.
- звуки бывают гласные и согласные.
Гласные звуки - звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.
В русском языке шесть гласных звуков: [а] [у] [о] [и] [э] [ы].
На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.
Гласных букв - десять: «а» «у» «о» «и» «э» «ы» «я» «ю» «е» «ё».
Шесть гласных букв - «а» «у» «о» «и» «э» «ы» - соответствуют звукам.
Четыре гласные буквы - «я» «ю» «е» «ё» - йотированные, то есть обозначают два звука: («я» - [йа], «ю» - [йу], «е» - [йэ], «ё» - [йо]) .
Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.
Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло.
Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит): [к] [п] [с] [т] [ф] [х] [ц] [ч] [ш] [щ].
Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит): [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [й] [л] [м] [н] [р].
Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух.
Согласные звуки [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х] могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы «а» «у» «о» «э» «ы») и мягкими (если после них стоят гласные буквы «и» «е» «ё» «ю» «я»).
Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].
Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].
Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом.
Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом.
Сегодня наши дети живут в мире «говорящей техники» и постепенно учатся молчать, а речевые игры и упражнения уступают свое место компьютеру. Пожалуй, не будет ошибкой сказать, что современные дети много знают, а восприятие, воображение их менее продуктивны.

Работа по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте должна начинаться уже с маленькими детьми с развития у них слухового внимания заканчиваться формированием у детей старшего дошкольного
возраста первоначальных навыков
звукобуквенного анализа, то есть начальному
обучению чтению и письму печатными буквами.

 

Основная работа по подготовке к обучению грамоте с детьми 2-3 лет.


Помогаем ребенку развивать свои способности различать окружающие звуки, которые не связаны с речью: стуки, шорохи и шелест, звуки музыкальных инструментов, а также звуки природы.

Основная цель- развитие слухового внимания (концентрации, устойчивости, переключения.)

Игры: «Что звучит?», «Кто кричит?», «Кто внимательный?», «Ритмическое эхо», «Где позвонили?».

 

Основная работа по подготовке к обучению грамоте с детьми 3-4 лет?

Знакомим детей со звуками окружающего мира, звуком, как единицей речи.

  • Продолжаем учить вычленять звук из общего потока, распознавать, кто или что издает их.
  • Учим выделять гласный звук голосом вслед за взрослым, что подготавливает детей к интонационному выделению любого звука в слове: «Эхо», «Какой звук начинает слово?», «Что за звук спрятался в середине слова?», «Какой звук заканчивает слово?».
  • Развиваем правильное речевое дыхание, слуховое внимание, моторику речевого аппарата.

Основная работа по подготовке к обучению грамоте с детьми 4-5 лет?

Помогаем ребёнку овладеть начальными навыками звукового анализа слова:

самостоятельно произносить слова,

интонационно подчеркивая в них первый звук;

узнавать слова на заданный звук

(сначала на основе наглядности,

затем — по представлению);

различать на слух гласные и согласные звуки;

развивать навыки деления слов на слоги

на основе выделения гласных звуков.

Основная работа по подготовке к обучению грамоте с детьми 5-6 лет?

Продолжаем учить интонационно выделять заданные звуки в словах, подбирать слова на определенные звуки, вычленять первый звук в слове.

Умение выделять звуки в словах помогает детям анализировать звуковой состав слов. А это уже первая ступень обучения грамоте и предупреждение в дальнейшем пропуска букв при письме.

Вводим термин «гласный звук»

Термин «согласный звук» с его делением на «согласный твердый звук» и «согласный мягкий звук»

Термин «слог» и учим делать графическую запись слогового деления.

Основная работа по подготовке к обучению грамоте с детьми 6-7 лет?

Основная задача – звукобуквенный анализ и синтез слов, связь между звуком и буквой.

  • Учим детей делать звуковой анализ
  • четырехзвуковых и пятизвуковых слов;
  • интонационно выделять звуки в слове,
  • составлять схемы звукового состава слова;
  • выделять ударный гласный звук в слове.

Фонематическое восприятие представляет собой наиболее элементарный уровень распознавания речевых высказываний. Правильное восприятие звуков возникает не сразу. Это результат постепенного развития. На самом раннем этапе ребенок воспринимает слова как единый, нерасчленимый звуковой комплекс, обладающий определенной ритмико-мелодической структурой. Последующий этап характеризуется постепенным развитием умения различать фонемы, входящие в состав слова. Одновременно происходит интенсивное овладение активным словарем и правильным произношением слов. Нарушение фонематического слуха чаще носит вторичный характер. Трудности отмечаются у детей уже при восприятии и воспроизведении простых ритмов, воспроизведение сложных ритмов им как правило не доступно.
Поэтому неслучайно работе по развитию фонематического слуха педагоги уделяют много времени, но не всегда оно протекает легко и успешно. Это объясняется недостаточным вниманием проработки предыдущего этапа - развитию речевого слуха. Неречевой слух- восприятие шума, воды, ветра, бытовых шумов, звуков музыки- по своему происхождению гораздо древнее. Ребенок может научиться говорить и мыслить, только воспринимая, начиная с узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных, птиц и людей. При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма. Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным, и ребенок мог догадаться о нем по ситуации, предмет этот нужно рассматривать, если возможно трогать, брать в руки, только на слух, без опоры на зрение. Обычно работу следует начинать с наиболее элементарных видов различения: «тихого-громкого», «быстрого-медленного», выбирая контрастные по ритмической структуре музыкальные фрагменты. Специальные упражнения для выполнения дома:
«Шумящие коробочки»
Нужно взять два комплекта небольших коробочек (для себя и для ребенка), наполнить их различными материалами, которые если коробочку потрясти, издают разные звуки. В коробочку можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т.д.. Взяв коробочку из своего набора, вы трясете ее ребенок закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары. У этой игры много вариантов: взрослый трясет одну за другой несколько коробочек, ребенок запоминает и повторяет заданную последовательность. Не забывайте меняться ролями и обязательно ошибайтесь.
«Чудо-звуки»
Прослушайте с ребенком аудиозаписи природных звуков: шум дождя, журчание ручья, морской прибой, пение птиц, голоса животных. Обсудите звуки - какие похожи, чем различаются, где их можно услышать, какие кажутся знакомыми. Начинать надо с прослушивания и узнавания хорошо различающихся между собой звуков, затем сходных по звучанию.
Эти же звуки слушайте на прогулке: зимой — скрип снега под ногами, звон сосулек, тишину морозного утра; весной — капель, журчание ручья, щебетание птиц, шум ветра. Осенью можно услышать, как шуршат листья, шум дождя. Летом стрекочут кузнечики, жужжат жуки, пчелы, назойливо звенят комары.
«Слушай, пробуй, как звучит»
Исследуйте звуковую природу предметов и материалов, оказавшихся под рукой. Изменяйте громкость, темп звучания. Можно стучать, топать, бросать, переливать, рвать, хлопать. А ребенок должен угадывать, что и как звучало.
«Угадай, что звучало»
Проанализируйте с детьми бытовые шумы: скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, звон ложечки о стакан, перелистывание страниц и пр. Ребенок должен научиться узнавать их звучание с открытыми и закрытыми словами, постепенно нужно приучать его удерживать в памяти «голоса» всех предметов, доводя их количество с одного до семи.
«Где позвонили»
Определяем направление звука. Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза. Вы в стороне от него тихо звените, шумите. Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно задать вопросы: где звенит? Слева? Справа от тебя? Впереди, сзади? И еще более веселый вариант всем хорошо известный - «Жмурки»: ребенок с закрытыми глазами в роли водящего.
«Создаем мелодию»
Вступайте с ребенком в диалог на инструментах - чередуйте «высказывания», внимательно слушая друг друга, можно создавать мелодию с помощью хлопков. Внимательно слушайте друг друга. Когда ребенок сыграет что-то достаточно структурированное, повторите его «реплику».
«Отработка ритмических рисунков».
Вы создаете ритм, отстукивая его рукой. Ребенок его повторяет. Сначала ребенок видит ваши руки, потом выполняет это упражнение с закрытыми глазами. Варианты игры могут быть разными: ребенок выполняет ритмический рисунок правой, левой рукой, обеими руками одновременно, поочередно (хлопки или удары); воспроизводит тот же рисунок ногами; придумывает свои ритмические рисунки.
«Камертон»
Предложите ребенку проговаривать по слогам любой стихотворный текст и одновременно отстукивать его ритм по правилам: отстукиваются слоги (каждый слог-один удар), на каждом слове, включая предлоги, рука или нога меняется.
«Подскажи словечко»
У норы добычи ждет,
Притаившись серый …..
Мышь осталась без хвоста
Вырываясь от ….. и т.д.
Применяя знакомые стихи и новые.
«Исправь ошибку в предложении»
Русская красавится своей коЗою славиться.
На поляне весной вырос зуб молодой. И т.д.

Категория: Персональная страница логопеда | Добавил: woldemar
Просмотров: 476 | Загрузок: 9 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: