Главная » Файлы » Мой профсоюз |
08.10.2017, 23:17 | |
7 ОКТЯБРЯ - ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ДЕЙСТВИЙ ПРОФСОЮЗОВ ЗА ДОСТОЙНЫЙ ТРУД! Ежегодно 7 октября под эгидой Международной конфедерации профсоюзов (МКП) отмечается Всемирный день коллективных действий профсоюзов за достойный труд. 7 октября 2016 года мировое профсоюзное движение отмечает Всемирный день действий за достойный труд в девятый раз. Он охватит более 130 стран и станет не просто днем солидарности, но и возможностью определить текущие проблемы в сфере трудовых отношений, выработать солидарный ответ на них. С 2008 года в событиях, приуроченных к этому дню, приняли участие десятки миллионы людей. Организованные профсоюзами митинги, шествия и демонстрации стали «визитной карточкой» Всемирного дня действий за достойный труд во многих странах, в том числе в России. В этот день профсоюзы призывают к социальной справедливости, обеспечению достойных условий труда для всех, выступают за ликвидацию нищеты и повышение жизненного уровня всех людей на планете, против любых форм неравенства, социального исключения, дискриминации. Звучат требования обеспечить каждому человеку возможность эффективно трудиться в безопасных условиях, на высокотехнологичных рабочих местах и получать за свой качественный, квалифицированный труд достойную оплату. Профсоюзы считают, что Достойный труд должен быть в центре действий правительства по возвращению экономического роста, выстраивания новой глобальной экономики, которая ставит людей превыше всего. Понятие «достойный труд» неотделимо и от таких параметров как социальные гарантии, право на профессиональное обучение и профориентацию, право на социальное, медицинское и пенсионное страхование и обеспечение. В последнее время всё чаще говорится о повышении социальной ответственности работодателей за создание подобных условий для работников, а также о значении законодательного закрепления норм достойного труда. Безопасный, высокопроизводительный, хорошо организованный и, естественно, предусматривающий высокую и справедливую оплату труда это тот идеал, к которому стремятся профессиональные союзы. В этом году во Всемирный день действий глобальной темой станет мировая борьба за достойную минимальную заработную плату и за повышение оплаты труда всем работникам. Это означает обеспечение соответствия минимальной заработной платы достойному стандарту жизни, права всех трудящихся на вступление в профсоюз и коллективные переговоры. 6 сентября заседании Исполкома Федерации Независимых Профсоюзов России 6 сентября было определено, что основной формой проведения Всероссийской акции профсоюзов 7 октября 2017 года должны стать заседания трёхсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений. Выполняя решение Исполкома ФНПР, поддерживая традиции профсоюзного движения, Президиум Краснодарского краевого профобъединения принял постановление о проведении публичных профсоюзных мероприятий в регионе с 30 сентября по 7 октября 2017. В эти дни пройдут собрания в трудовых коллективах, где будут обсуждены актуальные вопросы деятельности профсоюзов, вынесены решения по дальнейшей работе с работодателями, состоятся круглые столы с участием профактива, встречи с представителями органов исполнительной и законодательной власти, расширенные заседания координационных советов организаций профсоюзов муниципальных образований, заседания территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, повестки дня которых будут сформированы с учетом социально-экономических ситуаций в муниципальных образованиях. На заседаниях трехсторонних комиссий профсоюзы поднимут вопросы повышения уровня реального содержания заработной платы работников организаций всех форм собственности, установления размера минимальной заработной платы и её индексации, о ходе проведения специальной оценке условий труда, контроля над установлением цен (тарифов) субъектов естественных монополий и жилищно-коммунального хозяйства и оценки социально-экономических последствий их установления. 3 октября 2016 года в администрации края состоится заседание Краснодарской краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально- трудовых отношений с повесткой дня: 1. Об основных подходах к формированию и социальном разделе проекта краевого бюджета на 2018 год. 2. О деятельности краевой комиссии по приятию мер, направленных на погашение организациями края задолженности по заработной плате 3. Об итогах проведения в 2017 году регионального этапа всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности» в Краснодарском крае и номинировании победителей для участия в федеральном этапе конкурса. 4. О макете коллективного договора 5. О Всемирном дне действий «За достойный труд!» Все акции и большие и маленькие важны для Всемирного дня действий – будь то круглый стол, письмо протеста, флэшмоб или что-то совершенно иное. Наша страна преодолевает кризисные явления в экономике, но снижение реальных располагаемых доходов населения по-прежнему сохраняется. В крае по данным статистики оно составило в январе-июле текущего года 2,5 % по сравнению с таким же периодом прошлого года. Около 2% россиян и 1% жителей края получают в месяц зарплату, которая на уровне или даже ниже МРОТ (7500 руб. до 1 июля 2017 г.; 7800 руб. в настоящее время), При этом сам МРОТ составляет лишь 70% от прожиточного минимума трудоспособного человека в России.
«Предлагаю с 1 января 2018 года повысить МРОТ с нынешних 71-72% от прожиточного минимума трудоспособного населения до 85%, И не позднее, а если правительство посчитает это возможным, то и раньше, но не позднее 1 января 2019 года приравнять МРОТ и прожиточный минимум. Я прошу правительство внести соответствующие предложения в Государственную Думу вместе с проектом федерального бюджета на ближайшую трёхлетку... Нужно преодолеть ситуацию, когда минимально возможная заработная плата не покрывает даже базовые расходы граждан», — заявил Президент РФ В.Путин на недавнем совещании с членами правительства. Более того, Президент согласился рассмотреть предложение Председателя ФНПР Михаила Шмакова об одномоментном повышении МРОТ до прожиточного минимума уже с 1 января 2018 года. В крае Региональным соглашением минимальная заработная плата во внебюджетном секторе экономики устанавливается на уровне не ниже прожиточного минимума трудоспособного человека уже с 2008 года. В этом году заканчивается срок действия Регионального соглашения о минимальной заработной плате в Краснодарском крае и сейчас ведется активная работа по согласованию проекта соглашения на 2018-2020 годы. В ходе работы профсоюзная сторона будет отстаивать предложения о распространении Регионального соглашения и на работников бюджетной сферы. Уже достигнута договоренность об увеличении доли выплат по окладам в структуре заработной платы работников бюджетных организаций и соответствующие изменения внесены в краевое Трехстороннее соглашение. В отраслевых системах оплаты труда устанавливаются предельные размеры соотношения между среднемесячной зарплатой руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров и среднемесячной зарплатой работников государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий. Средняя номинальная заработная плата в Краснодарском крае составляет на 1 июля 2017 год 29,6 тыс. руб. и выросла на 6 процентов к такому же периоду прошлого года. Но она по-прежнему отстает от среднероссийского уровня более чем на 9 тыс. рублей (38791 –РФ). В этой связи огромное значение имеет своевременная индексация заработной платы. Рост заработной платы является одним из важнейших механизмов повышения покупательной способности и роста экономики. Профсоюзная сторона будет инициировать включение во вновь заключаемые соглашения, коллективные договоры обязательств работодателей по индексации заработной платы. Нельзя согласиться с утверждением, что если не повышается производительность труда, то зарплата работника тоже не должна повышаться. Ответственность за стабильное состояние бизнеса, создание условий для высокой производительности труда, расширение сбыта продукции лежит на работодателе. Поэтому политику некоторых работодателей из серии «сверхприбыли беру себе, а убытки делю с трудовым коллективом» профсоюзы не поддерживали и поддерживать не будут. В последние годы рост прибыли предприятий значительно опережает рост фонда оплаты труда. К сожалению, мы вновь столкнулись с таким абсолютно нетерпимым явлением как задержки в выплате заработной платы. Помимо невысокой «статистической» существует и латентная задолженность, составляющая около полумиллиарда рублей. В результате работы специальной краевой комиссии, в состав которой входят представители профсоюзов, за истекший период 2017 года работникам выплачены долги в размере 430 млн. рублей. Но ослаблять внимание к этой проблеме нельзя. Профсоюзы продолжат активное участие в мониторинге ситуации за своевременностью выплаты заработной платы, в обеспечении эффективной работы комиссий по трудовым спорам, в осуществлении правовой защиты работников. За 9 месяцев 2017 года профорганами рассмотрено 8670 обращений работников по трудовым вопросам и 91% из них удовлетворено. Правовая помощь в составлении исковых заявлений, ходатайств, жалоб в суды оказана 247 членам профсоюзов. Проводятся проверки соблюдения работодателями трудового законодательства, в том числе совместно с Государственной инспекцией труда в Краснодарском крае. Только в рамках одной тематической проверки, проведенной краевой организацией профсоюза работников народного образования и науки РФ проверено 500 организаций (учреждений) отрасли образования края, выявлено 1616 нарушений трудового законодательства, из которых устранено 1096. Хотелось отметить, что на предприятиях, где действуют профсоюзы, просроченная задолженность по зарплате - редкое явление. Повышение заработных плат в значительной степени позволит «разрубить гордиев узел» пенсионных проблем. Из ничего что-то не возникает! Если всю свою рабочую биографию человек зарабатывал небольшую зарплату, нет никаких предпосылок к тому, чтобы он смог получать приемлемую пенсию. А высокая зарплата должна обеспечить повышение пенсионных выплат. Может, тогда не нужно будет искать пути решения пенсионных проблем в повышении пенсионного возраста, в заморозке индексации пенсий работающим пенсионерам или в изменениях ставок НДФЛ, НДС и страховых взносов. Невозможна заработная плата без рабочего места. Поэтому приоритетом для всех социальных партнеров остается сохранение существующих и создание новых рабочих мест для трудоустройства российских граждан. Уровень регистрируемой безработицы в крае снижается и составляет 0,5%. (13,1 тысячи безработных на 1.09.2017). И это в два раза ниже среднероссийского показателя (в среднем по России – 1,0%, по ЮФО – 0,7%). При достаточно невысоком уровне регистрируемой безработицы по данным статистики уровень общей безработицы в крае составил 5,7%, т.е. почти 158 тыс. человек не имели работы и активно её искали. Трудно прогнозировать как будет развиваться экономическая ситуация, но пока совместными усилиями социальных партнеров большого числа массовых увольнений в крае удалось избежать. Профсоюзы и Министерство труда и социального развития продолжают ежемесячно отслеживать ситуацию с занятостью в организациях края. Информация о реализации государственной программы Краснодарского края «Содействие занятости населения» неоднократно заслушивалась на заседании краевой трехсторонней комиссии. На последнем заседании Краснодарской краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений рассматривался вопрос «О ходе выполнения Указа Президента РФ от 07.05.2012 №596 «О долгосрочной государственной экономической политике» в части создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест». В 2016 году на территории Краснодарского края реализовано 85 крупных проектов, в результате которых создано 6,8 тысяч новых рабочих мест. А на 1 января 2017 года у нас в крае реализовывались 312 крупных инвестиционных проектов со сроком реализации до 2030 года, в результате которых запланированы 42 тысячи новых рабочих мест. Достойное рабочее место должно быть безопасным. Современная система охраны труда на предприятии имеет множество проблем и как любой механизм требует постоянного вложения денежных средств для качественного решения возникающих вопросов. Несмотря на сложное состояние экономики, мы сумели удержать темпы финансового обеспечения охраны труда. В 2016 году организациями края вложено в охрану труда 6,5 млрд. рублей, что на 5,4 % больше предшествующего периода. Тенденция к росту расходов на охрану труда сохранена и в первом полугодии 2017 года - на 6,3 %. Дополнительно к этому, при тесном взаимодействии с Региональным отделением Фонда социального страхования, удалось получить разрешение на использование страховых взносов на предупреждение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в 2017 году на сумму 251 млн. рублей, что больше предыдущего периода на 20 млн. рублей. В результате – в 2016 году уровень смертельного производственного травматизма снизился в 2,2 раза. Но в условиях повышения экономической активности в 2017 году мы столкнулись с ростом показателей производственного травматизма. В таких условиях становится необходимым существенно повысить эффективность общественного контроля за состоянием охраны труда на каждом предприятии и качеством проводимой специальной оценки рабочих мест. Особое внимание нужно уделить системе профилактики профессиональных заболеваний, усилению контроля за качеством проводимых медосмотров, так как не снижается число работников, погибших от общих заболеваний. За 25 лет развития и совершенствования системы социального партнерства в крае, мы убедились в ее эффективности. В настоящее время в крае действуют более 200 соглашений. Мы подписали в конце 2016 года очередное краевое трехстороннее соглашение. Углубляется взаимодействие сторон социального партнерства на краевом и муниципальном уровнях. Профсоюзы также заключили очередное соглашение о взаимодействии с отделением Пенсионного фонда по Краснодарскому краю, Госинспекцией труда и т.д. В крае заключены около 18 тысяч коллективных договоров, 6771 из которых действуют в организациях, где имеются профсоюзы. В целом по краю действие колдоговоров распространяется на 1 млн. работников, в том числе на 467,4 тыс. членов профсоюзов. А ведь за каждым работником стоит его семья. Сформировавшаяся в крае система социального партнерства оценена Российской трехсторонней комиссией на апрельском её заседании как одна из лучших в России. Но не все так безоблачно. Перед нами стоит задача по сохранению количества, улучшению качества колдоговоров и соглашений, заключению их там, где они не были заключены, либо истекает срок их действия, по контролю за исполнением взятых на себя сторонами обязательств. Накануне 7 октября – Всемирного дня действий «За достойный труд!» еще раз хотим обратить внимание всех сторон социального партнерства на необходимость эффективного и прямого диалога сторон на основе уважения принципов достойного труда, координации усилий для решения непростых социально-экономических проблем во благо трудящихся и как результат – благо экономики края! Социальное партнерство – один из стандартов достойного труда, действенный механизм реализации принципов достойного труда.
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В КРАЕ: 25 лет эффективного сотрудничества: Система социального партнерства в Краснодарском крае начала формироваться в 1992 году с создания краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. За прошедшие 25 лет во всех муниципальных образованиях Краснодарского края образованы и действуют аналогичные территориальные трехсторонние комиссии. За это время в крае сложилась практика рассмотрения основных социально-значимых законопроектов и других нормативных правовых актов на заседаниях трехсторонних комиссиях всех уровней. За прошедший период 2017 года проведено 5 заседаний краевой трехсторонней комиссии. Рассмотрено 13 вопросов, касающихся социально-трудовых отношений. Такие как: о реализации государственной программы Краснодарского края «Содействие занятости населения»,о легализации трудовых отношений, о развитии социального партнерства, о ходе выполнения Указа Президента РФ от 07.05.12 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» в части создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест, о работе по профессиональному образованию и подготовке работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов, о производственном травматизме, об использовании организациями средств ФСС на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний. В 1993 году заключено первое краевое Трехстороннее Генеральное соглашение, положившее начало региональной системе регулирования социально-трудовой сферы на основе принципов социального партнёрства через систему договоров и соглашений. С тех пор уже заключено 14 краевых трехсторонних соглашений, отражающих согласованную позицию, обязательства и действия сторон по вопросам проведения социально- экономической политики, регулирования трудовых отношений, обеспечения социальных гарантий населения Краснодарского края. Постоянно совершенствуются организационные формы взаимодействия социальных партнеров. Так, действующее постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края «О дальнейшем взаимодействии исполнительной власти Краснодарского края, органов местного самоуправления, работодателей с профсоюзными организациями края» позволяет разрешать возникающие острые вопросы местном уровне. Напомним, что в 2008году по инициативе профсоюзов было заключено Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Краснодарском крае. На тот период лишь немногие регионы рискнули взять на себя такую ответственность – установить норму по минимальной зарплате. Согласно соглашению в крае размер минимальной заработной платы во внебюджетном секторе экономики не должен быть ниже прожиточного минимума трудоспособного человека. Кроме того, в данное соглашение включен пункт о целесообразности проведения опережающей с начала года индексации заработной платы не менее чем на 10 %. Имеет место заключение профсоюзами края иных соглашений по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений. В частности, соглашения о взаимодействии и сотрудничестве с Прокуратурой Краснодарского края; Государственной инспекцией труда в Краснодарском крае; Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю; с региональным отделением политической партии «Единая Россия» и др. На конец 2016 года в крае действовали более 200 соглашений, в том числе 2 региональных соглашения; 43 территориальных; 163 отраслевых соглашения, из них 22 отраслевых краевых, где 10 -заключены краевой организацией профсоюза работников госучреждений и общественного обслуживания; 3 - работников культуры; по два - в образовании; автотранспорте и дорожном хозяйстве; по одному – в агропромышленном комплексе, жизнеобеспечении;здравоохранении; лесном хозяйстве; строительстве. Не менее действенным инструментом социального партнерства в настоящее время является коллективный договор. 97% членов профсоюзов и 98% всех организаций, имеющих первички, защищены действием коллективных договоров. Коллективные договоры имеют все предприятия, входящие в отраслевые профсоюзы работников здравоохранения, лесных отраслей; машиностроителей; народного образования и науки; нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства; потребкооперации и предпринимательства.Более 90% организаций автомобильного транспорта и дорожного хозяйства; агропромышленного комплекса; жизнеобеспечения; госучреждений и общественного обслуживания; здравоохранения; культуры; связи; строительства и промстройматериалов; «Торгового Единства»; «Электропрофсоюза» имеют коллективные договоры. Благодаря действиям социальных партнеров в вопросах обеспечения своевременной выплаты заработной платы, за 2017 год в крае погашена латентная задолженность по заработной плате в размере более 430 млн. рублей. С 2010 года в Краснодарском крае проводится региональный этап всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности». В 2017 году участие в конкурсе приняли 115 работодателей по 12 номинациям. По оперативным данным, во всех конкурсных номинациях победителями стали организации, имеющие первичные профсоюзные организации. Профсоюзы добиваются, чтобы решения трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений имели статус обязательных для выполнения органами государственной власти и органами местного самоуправления, в том числе при принятии нормативных правовых актов в сфере социально-трудовых отношений; настаивают на установлении конкретных мер, повышающих заинтересованность работодателей к участию в системе социального партнерства; считают необходимым охват социальным партнерством работников, работающих в условиях нестандартных форм занятости, в малых и средних предприятиях; трудовых мигрантов и других незащищенных категорий работников. Законопроекты и иные нормативно-правовые акты, касающиеся сферы труда независимо от субъекта права законодательной инициативы должны рассматриваться на заседаниях соответствующих трехсторонних комиссий, как того требует Трудовой кодекс. Нормой должно стать проведение в коллективах собраний, на которых подводились бы итоги выполнения коллективных договоров, выступали с отчетами руководители и председатели профсоюзной организации. Такая процедура контроля всегда повышает ответственность за исполнение принятых обязательств Важно укреплять коллективно-договорные отношения по всей вертикали социального партнерства, создавать новые профсоюзные организации, отраслевые и территориальные объединений работодателей. Отсутствие профсоюзных организаций во многих предприятиях и организациях края не способствует улучшению колдоговорной практики, а значит и должной защиты интересов работников. Сейчас важно сохранить и развивать социальное партнёрство, сохранить его потенциал. Эффективное социальное партнерство – надежная гарантия социальной справедливости и достойного труда!
| |
Просмотров: 542 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 0 | |